«Изобразительное искусство и художественный труд»

Азбука   искусства  (обучение    основам   художественной грамоты).   Как говорит   искусство?

 

Композиция.     Элементарные     приемы    композиции     на плоскости   и  в  пространстве.    Понятия:   горизонталь,    верти- каль   и  диагональ    в  построении    композиции.    Пропорции    и перспектива.    Понятия:   линия   горизонта,    ближе      больше, дальше    меньше,   загораживания.     Роль  контраста   в  компо- зиции:   низкое   и  высокое,    большое    и  маленькое,    тонкое   и толстое,   темное   и  светлое,   спокойное   и  динамичное    и  т.  д. Композиционный     центр   (зрительный    центр   композиции). Главное    и   второстепенное     в   композиции.     Симметрия    и асимметрия.

Цвет.   Основные   и  составные   цвета.   Теплые   и  холодные цвета.   Смешение   цветов.   Роль  белой   и  черной   красок   в  эмо- циональном    звучании  и выразительности    образа.   Эмоциональ- ные   возможности    цвета.   Практическое    овладение    основами цветоведения.    Передача   с помощью   цвета  характера   персона- жа,  его  эмоционального    состояния.


 

Линия.   Многообразие     линий   (тонкие,   толстые,   прямые, волнистые,    плавные,    острые,   закругленные    спиралью,    летя- щие)  и их  знаковый   характер.   Линия,  штрих,  пятно  и художе- ственный   образ.   Передача   с помощью   линии   эмоционального состояния   природы,   человека,   животного.

Форма.   Разнообразие    форм   предметного    мира   и  переда- ча  их  на  плоскости   и  в  пространстве.    Сходство   и  контраст форм.    Простые   геометрические     формы.    Природные    формы. Трансформация    форм.   Влияние  формы   предмета   на  представ- ление   о  его  характере.   Силуэт.

Объем.   Объем   в  пространстве   и  объем   на  плоскости.   Спо- собы  передачи   объема.   Выразительность   объемных   композиций.

Ритм.  Виды  ритма   (спокойный,    замедленный,     порывистый, беспокойный    и  т.  д.). Ритм  линий,   пятен,  цвета.   Роль  ритма   в эмоциональном     звучании   композиции    в  живописи   и  рисунке. Передача   движения   в композиции   с помощью   ритма  элементов. Особая   роль  ритма  в декоративно-прикладном      искусстве.

 

Значимые   темы  искусства.  О чем  говорит   искусство?

 

Земля    наш  общий   дом. Наблюдение    природы   и  при- родных   явлений,    различение    их  характера    и  эмоциональных состояний.   Разница   в  изображении     природы    в  разное   время года,  суток,  в различную   погоду.  Жанр  пейзажа.   Пейзажи   раз- ных географических    широт.  Использование    различных   художе- ственных   материалов    и  средств   для  создания    выразительных образов   природы.   Постройки   в природе:   птичьи  гнезда,   норы, ульи,  панцирь   черепахи,   домик   улитки  и  т. д.

Восприятие   и  эмоциональная    оценка   шедевров   русского  и зарубежного    искусства,   изображающих     природу   (например, А. К.  Саврасов,    И. И.  Левитан,   И. И.  Шишкин,   Н. К.  Рерих, К. Моне,   П. Сезанн,   В. Ван  Гог и  др.).

Знакомство   с несколькими   наиболее   яркими   культурами   ми- ра, представляющими    разные  народы   и эпохи  (например,    Древ- няя  Греция,   средневековая     Европа,   Япония   или   Индия).   Роль природных   условий  в характере   культурных  традиций   разных  на- родов    мира.    Образ    человека    в   искусстве   разных    народов. Образы   архитектуры   и  декоративно-прикладного      искусства.

Родина   моя   Россия.  Роль  природных   условий   в харак- тере  традиционной    культуры  народов   России.  Пейзажи   родной природы.   Единство  декоративного    строя  в украшении   жилища, предметов    быта,  орудий   труда,   костюма.   Связь  изобразитель- ного  искусства  с музыкой,   песней,   танцами,   былинами,    сказа- ниями,   сказками.    Образ   человека    в  традиционной     культуре. Представления    народа   о  красоте   человека   (внешней   и  духов- ной),   отраженные   в  искусстве.  Образ   защитника   Отечества.

Человек  и человеческие    взаимоотношения.     Образ  челове- ка  в разных  культурах  мира.   Образ  современника.    Жанр  портре- та.  Темы  любви,   дружбы,   семьи   в  искусстве.   Эмоциональная     и


Пояснительная записка

к выполненным презентациям уроков по учебной программе

«Смотрю на мир глазами художника» 2 класс

      На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО и с учетом направленности классов, реализуются программы следующих уровней: базисный 2 классах и  продвинутый.

 

Требования к уровню подготовки учащихся  1-2 классов

(базовый уровень)

 

Учащиеся  2 классов должны знать и понимать:

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся  отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);

• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

 

Требования к уровню подготовки учащихся   2 классов

(продвинутый уровень)

 

Учащиеся  2 классов должны уметь:

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель, И. Айвазовский, И. Билибин);

• использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);

• решать творческие задачи на уровне импровизаций;

• создавать творческие работы на основе собственного замысла;

• выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;

• моделировать предметы бытового окружения человека;

• применить навыки несложных зарисовок с натуры;

• создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;

• сформулировать замысел;

• построить несложную композицию;

• воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

• анализировать результаты сравнения;

• использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь, уголь, гелевая ручка;

• передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).

 

 

       В первой четверти ребятам даются понятия о композиции на плоскости и в пространстве. Понятия горизонталь, вертикаль в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятие линия горизонта, ближе – больше, дальша- меньше.

        Вторая четверть открывает детям свойства цвета. Основные и составные цвета. Вводятся новые характеристики цвета6 иёплые и холодные, тихие и звонкие. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа его эмоционального состояния. Многообразие линий помогают раскрыть образ природы. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости. Силуэт деревьев. Объём в пространстве и на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность графических образов.

      В представленных презентациях рассмотрен блок 2 четверти:

1. Цвет как средство выражения. В презентации представлены фотографии и произведения художников с использованием звонких и глухих цветов. Даётся сравнительный анализ тишины звучания, с использованим серых красок  и яркости звучания с использованием ярких тёплых красок. Даются примеры в различных состояниях природы: холодной зимы и яркой осени.

2. Теплые и холодные цвета. Колористическое богатство ярких природных образов. Градация тёплого и холодного цвета. Даются фото с использованием различных цветов.

3. Что скрывается за цветом? В презентации представлены работы знаменитых русских художников. В работах мастеров отражаются переживания художников, с помощью цвета, колорита они создают образ-настроение своего произведения.

4. Царство природы «Спящие деревья. Проводится сравнительный анализ фотографий с изображением деревьев в разное время года. Показаны зимние деревья во всей своей красоте. Ограниченная палитра, холодные цвета – не убавляют прекрасного восприятия зимних деревьев.

5. Зимушка зима, с применением восковых мелков. Продолжение предыдущей темы «Спящие деревья». Зимний пейзаж. Завораживающие цвета: голубой, фиолетовый, синий и конечно же белый цвет, позволяют ощутить холод и в то же время необыкновенную красоту зимнего леса. Припорошённые инеем кустарники и деревья погружают ребят в сказочное зимнее царство.

6. Новогодний хоровод. Завершающим уроком блока является тема - «Новогодний хоровод». Эта тема связывает полученные ранее знания с русским традициями. Холодные краски зимы и яркие русские наряды составляют необычный калорит. Соединение столь разных красок в одной работе позволяет получить впечатление праздника и радости.

Презентации помогают больше узнать фактов из истории по определённой теме. Ученику проще представить, а затем и изобразить на листе изучаемую тему.

 

Список методической литературы

3. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

6. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003. 

9. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.