«Изобразительное искусство и художественный
труд»
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные
приемы композиции на плоскости
и в пространстве. Понятия: горизонталь, верти- каль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе —
больше,
дальше — меньше, загораживания. Роль
контраста
в компо- зиции: низкое
и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.
д. Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Главное и второстепенное в
композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные
и составные цвета. Теплые и холодные
цвета. Смешение цветов.
Роль белой
и черной
красок
в эмо-
циональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональ- ные возможности цвета. Практическое овладение
основами
цветоведения. Передача с помощью цвета характера персона- жа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие
линий (тонкие, толстые, прямые,
волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летя- щие) и их знаковый
характер. Линия, штрих, пятно
и художе-
ственный образ. Передача с помощью линии
эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм
предметного мира
и переда- ча их
на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст
форм. Простые геометрические формы. Природные формы.
Трансформация форм. Влияние формы предмета на представ-
ление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем
в пространстве и объем на
плоскости.
Спо- собы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый,
беспокойный и т. д.). Ритм
линий,
пятен,
цвета.
Роль
ритма
в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.
Передача движения в композиции
с помощью
ритма
элементов. Особая роль
ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий
дом.
Наблюдение природы
и при-
родных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница
в изображении природы в разное
время года, суток, в различную
погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи
раз- ных географических широт. Использование различных художе-
ственных материалов и средств
для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик
улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу (например,
А. К. Саврасов,
И. И.
Левитан,
И. И.
Шишкин,
Н. К.
Рерих, К.
Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и
др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами ми- ра, представляющими разные
народы
и эпохи (например, Древ-
няя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль
природных условий
в характере культурных
традиций
разных
на- родов
мира. Образ человека в
искусстве разных народов.
Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий
в харак- тере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий
труда,
костюма. Связь изобразитель-
ного искусства
с музыкой,
песней,
танцами, былинами, сказа- ниями, сказками.
Образ человека в традиционной культуре.
Представления народа о красоте
человека (внешней и духов-
ной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ челове- ка в разных культурах
мира.
Образ
современника. Жанр
портре- та. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и
Пояснительная
записка
к выполненным
презентациям уроков по учебной программе
«Смотрю на мир
глазами художника» 2 класс
На
основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к
минимальному объему содержания образования по ИЗО и с учетом
направленности классов, реализуются программы следующих уровней: базисный – 2 классах
и продвинутый.
Требования
к уровню подготовки учащихся 1-2 классов
(базовый
уровень)
Учащиеся 2 классов должны знать и понимать:
•
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
уметь:
•
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
•
узнавать отдельные произведения выдающихся
отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
•
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства);
•
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель,
бумага);
•
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи
и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и
конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для
самостоятельной творческой деятельности;
•
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
•
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении
выставок.
Требования
к уровню подготовки учащихся 2 классов
(продвинутый
уровень)
Учащиеся 2 классов должны уметь:
•
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников
(В. Ван Гог, М. Врубель, И. Айвазовский, И. Билибин);
•
использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
•
решать творческие задачи на уровне импровизаций;
•
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
•
выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла
в художественном изделии;
•
моделировать предметы бытового окружения человека;
•
применить навыки несложных зарисовок с натуры;
•
создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием
зарисовок, сделанных на природе;
•
сформулировать замысел;
•
построить несложную композицию;
•
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
•
анализировать результаты сравнения;
• использовать в индивидуальной и коллективной деятельности
различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки,
фломастеры, пластилин, тушь, уголь, гелевая ручка;
•
передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике,
скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха,
материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных
художников, изделий народного искусства, дизайна).
В первой четверти ребятам даются понятия
о композиции на плоскости и в пространстве. Понятия горизонталь, вертикаль в
построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятие линия горизонта, ближе
– больше, дальша- меньше.
Вторая четверть открывает детям
свойства цвета. Основные и составные цвета. Вводятся новые характеристики цвета6 иёплые и холодные, тихие и звонкие. Роль белой и чёрной
красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные
возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с
помощью цвета характера персонажа его эмоционального состояния. Многообразие
линий помогают раскрыть образ природы. Разнообразие форм предметного мира и
передача их на плоскости. Силуэт деревьев. Объём в пространстве и на плоскости.
Способы передачи объёма. Выразительность графических образов.
В представленных презентациях рассмотрен блок
2 четверти:
1. Цвет как средство выражения. В
презентации представлены фотографии и произведения художников с использованием
звонких и глухих цветов. Даётся сравнительный анализ тишины звучания, с
использованим серых красок и яркости
звучания с использованием ярких тёплых красок. Даются примеры в различных
состояниях природы: холодной зимы и яркой осени.
2. Теплые и холодные цвета. Колористическое
богатство ярких природных образов. Градация тёплого и холодного цвета. Даются фото
с использованием различных цветов.
3. Что скрывается за цветом? В презентации
представлены работы знаменитых русских художников. В работах мастеров
отражаются переживания художников, с помощью цвета, колорита они создают
образ-настроение своего произведения.
4. Царство природы «Спящие деревья.». Проводится
сравнительный анализ фотографий с изображением деревьев в разное время года.
Показаны зимние деревья во всей своей красоте. Ограниченная палитра, холодные
цвета – не убавляют прекрасного восприятия зимних деревьев.
5. Зимушка зима, с применением восковых
мелков. Продолжение предыдущей темы «Спящие деревья». Зимний пейзаж.
Завораживающие цвета: голубой, фиолетовый, синий и
конечно же белый цвет, позволяют ощутить холод и в то же время необыкновенную
красоту зимнего леса. Припорошённые инеем кустарники и деревья погружают ребят
в сказочное зимнее царство.
6. Новогодний хоровод. Завершающим уроком блока является тема - «Новогодний
хоровод». Эта тема связывает полученные ранее знания с русским традициями. Холодные
краски зимы и яркие русские наряды составляют необычный
калорит. Соединение столь разных красок в одной работе позволяет получить
впечатление праздника и радости.
Презентации помогают больше узнать
фактов из истории по определённой теме. Ученику проще представить, а затем и
изобразить на листе изучаемую тему.
Список
методической литературы
3.
Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО
«Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
6. Неменский, Б. М. Искусство вокруг
нас. – М.: Просвещение, 2003.
9. Неменский, Б. М. Изобразительное
искусство и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.