Методическая  разработка  урока  по  предмету

«Окружающий мир»  3 класс

Тема  урока.    Сообщество луг. Человек и сообщество луг.

         Цель.           Осознание  того,  что  луг – это  не  просто отдельная  природная   единица,  с  тесными  взаимосвязями  растительного  и  животного  мира,  а  целостный  территориальный   комплекс,   который  играет   немаловажную   роль  в  жизни  человека. 

       Задачи.      Создать  благоприятные  условия  для  формирования  представлений учащихся  о  луге,  как  о  природном  сообществе,  дать  возможность познакомиться  с  ролью  луга  в  жизни  человека,  с  разнообразием животного и  растительного  мира,  познакомить  с  некоторыми  видами  лекарственных  трав,  их  целебными  свойствами.

                                

                          Развивать   познавательную  активность  детей,   умение  самостоятельно  работать  с  источниками  информации,  отбирать  главное,  давать аргументированные  ответы.

 

                           Воспитывать  бережное  отношение  к  своему  здоровью  и  к  окружающей  среде.    

Оборудование:

·       аудиозапись голов птиц;

·       плакат «Природная  зона – луг»;

·       репродукция  картины  Е. И.  Зверькова «Травы  цветут»;

·       портрет поэта И. Сурикова;

·       плакат «Лекарственные  растения»;

·       чай из лекарственных трав.

 

Планируемые достижения учащихся.

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к познанию окружающего мира;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера;

Предметные результаты

Обучающийся научится:

– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

– использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.

 

 

 

                                                                                                  

Этапы урока.

 

Деятельность  учителя.

Деятельность  ученика.

Методический коментарий

1

 

Психологический

настрой

 

Учитель  встречается  глазами  с  каждым  ребёнком.

 

- Посмотрите,  друг  другу  в  глаза,   улыбнитесь,  пожелайте   товарищу  хорошего  рабочего  настроения.

Посмотрите  на  меня.  Повторяйте  за  мной.

- Я  в школе  на  уроке.  Сейчас  я  начну  учиться.  Моё  внимание  растёт.  Я  как  разведчик  всё  замечу  и  всё  запомню.  Голова  мыслит  ясно.   Я хочу  учиться.  Я  готов  к   работе.

 

Включается  в урок,  во  взаимодействие  с  одноклассниками,  с  учителем.

 

Создание творческой  рабочей   атмосферы,   доброжелательных  отношений.

 

 

2

Мотивацион но-целевой.

 

 

На  доске  находятся:

-плакат «Природная  зона – луг»;

- репродукция  картины  Е. И.  Зверь-

кова «Травы  цветут»;

-портрет поэта И. Сурикова:

-плакат «Лекарственные  растения»

 

Учитель  читает  стихотворение  И.  Сурикова

Бежит  тропинка  через  луг,

Ныряем  влево,  вправо.

Куда  ни  глянь – цветы  вокруг,

Да  по  колено травы.

Зелёный  луг, как  чудный  сад,

Пахуч  и  свеж в  часы  рассвета.

Красивых  радужных  цветов

На  нем  разбросаны  букеты.

                             И. Суриков

-Как  вы  думаете,  почему  я  начала  наш  урок  этим  стихотворением?

 

 

 

 

 

 

 

- Будет ли наш  урок  обычным? Или  вас  что-то  заинтриговало?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что бы  каждый  из  вас  хотел  узнать  сегодня  на  уроке?

 

 

Учитель  принимает  любой  вопрос,  эмоционально  откликается, фиксирует  вопросы  на  доске, группирует  их 

 

 

 

Эмоционально  поддержать  того, кто  растерялся и  не  смог  задать  вопрос.

 

В  результате работы  с  детьми  на доске  появляется  схема-опора.

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно  слушает,  пытается  определить тему  урока.

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые  ответы  детей.

  этом  стихотворении  говорится о красоте  луга.

- Мы сегодня  будем  говорить о луге.

 

Ожидаемые  ответы  детей.

-Урок  будет  необычным.

--Урок «Окружающий мир», а мы  видим на  доске  портрет  писателя,  картину  художника, плакат «Лекарственные растения»

 

 

Уч-ся  знакомы  с  планом характеристики  ПК.

 

Ожидаемые вопросы.

-Что  такое  луг?

-Какие  растения  растут  на  лугу?

-Что  объединяет  эти  растения?

-Какую  они  приносят  пользу?

-Разнообразен  ли  животный  мир  луга?

-Как  связан  растительный  и  животный  мир?

-Какую  роль  играет  луг  в  жизни  человека?

 

Дети  выслушивают  друг  друга, не повторяя  вопросы.

Создание  атмосферы  заинтересован-ности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся  определять  авторскую  позицию

Чёткое  определение  темы  урока.

 

 

 

 

Создание  атмосферы  заинтересован-ности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие  каждого  ребёнка  в  постановке  вопроса  и  в  поиске  ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Луг и человек.

              луг

         Растительный мир луга.

               Животный  мир луга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                                    

 

 

 


                                                                                  

 

3

Поиск  способа  решения  учебной  задачи.

 

- Что  нам  поможет  получить  ответы  на  вопросы

Учитель  фиксирует  формы  работы,  предлагаемые  детьми.

 


1.      Я

 


2. 

 

 


3.                                             

 

 

 


4.

 

Ожидаемые  ответы  детей.

-Я сам  могу  найти  ответы при  помощи  учебника  и  дополнительной  литературы.

  могу  с  другом  или  с  группой 

ребят  изучить   материал самостоятельно,  используя  книги  и  учебник.

- Я  могу  спросить  у  учителя, если  не  найду  ответа  сам.

Самостоятельно  выбирают  средства  необходимые  для  решения  поставленной  задачи.

 

Развитие коммуникативной деятельности.

 

 

 

Планирование  поиска  ответов  на  вопросы.

4

Достижение  цели.

 

Учитель показывает плакат «Луг – природное сообщество»

- Вам  хотелось бы побывать  на  лугу?

 

-Предлагаю вам  мысленно  перенестись на  широкий  луг,  который  протянулся  полосой  вдоль  реки.  Луг  находится  там, где на  длительное время  скапливается  вода. На лугах растут  влаголюбивые  травянистые  растения.  Весной луга покрываются зелёным ковром, летом этот ковёр раскрашивается яркими цветами.

 

-Рассмотрите картину

 

- Что вас  заинтересовало, показалось необычным?

- Как художник видит луг?

- Как ему удалось показать многоцветие луга?

-  Какие  чувства вы  испытываете,  глядя на  картину?

- Как  эта  картина  связана  с  темой  нашего   урока?

- Люди  каких  профессий  могут  описать  красоту  луга?

Заполняет  соответствующие пункты  в  схеме ( Луг и  человек: поэт, писатель, художник )

Ожидаемые  ответы.

-Да, но  как  это  сделать?

 

 

Уч-ся  воспринимают  информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают  своё  мнение.

 

 

 

 

 

Ожидаемые  ответы.

-Поэт, писатель, художник…

 

 

Создать условия для восприятия художественной картины, понимания  состояния  души  другого человека.

 

 

 

 

 

Оценить  красоту увиденного.

 

 

 

Преобладание интереса к изучаемому материалу.

 

 

 

 

 

5

Минута  отдыха.

 

Проводит комплекс упражнений для формирования  умения  правильно  дышать  носом.

-Воздух  на  лугу  чист  и  свеж, наполнен  ароматом  цветов и трав.

-Украинские  учёные С.В. Цвек и В. С. Язловеский разработали комплекс упражнений  для тренировки носового дыхания.

 

1.Сделайте 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их большим и указательным пальцами.

2.На выходе оказывайте сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа.

3.Выключите ротовое дыхание поднятием кончика языка к твёрдому небу. При этом вдох осуществляйте через нос.

4.Сделайте спокойно вдох. На выходе одновременно с постукиванием пальцами по крыльям носа произнести слоги: «Ба-бо-бу».

-И так, учитесь правильно дышать!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют  упражнения.

 

Снятие физической

усталости.

 

 

6

Достижение  цели.

 

 

-Мы на лугу.

Какие растения здесь произрастают?

Попробуйте найти ответ самостоятельно.

 

      

 

 

 

 

 

 

-Что вы нового узнали о растениях?

 

 

 

 

 

 

-Что объединяет  эти растения?

 

 

 

 

 

- На какие группы можно разделить растения луга?

 

 

 

 

Запись на  доске.

«Единственная  красота,  которую  я  знаю, - это  здоровье»

        Г. Гейне

 

-В течение многих тысячелетий человек искал в природе исцеления от разных заболеваний, используя различные растения.  Распознавание и употребление их при различных заболеваниях привело к открытию целебных  растений. О лечебных свойствах растений человек узнавал и у животных.  «Зелёные друзья» богаты витаминами, укрепляют наше здоровье, убивают почти все микробы.

 

-Какие лекарственные растения вы знаете?

-В каком виде используют лекарственные растения?

-При каких заболеваниях?

Дополнительный материал.

       

    Одуванчик.

Когда идёшь тропинкою,

Куда не глянь, в лугах

Белеют чудо-шарики

На стройных стебельках.

Сквозные серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят  или качаются

От ветерка с реки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняет  соответствующие  пункты в  схеме: (Растительный мир   луга: кормовые, медоносные, ядовитые, лекарственные).

(Луг и человек: ботаник, врач.)

 

 

Самостоятельно рассматривают:       страницы учебника «Окружающий мир» 3кл.,2 часть, стр. 45,

  гербарий растений луга.

Ожидаемые  ответы.

-Ромашка, лютик, клевер, колокольчик, мятлик … 

Ожидаемые ответы.

-Тимофеевка луговая, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек, смолевка обыкновенная …

 

Ожидаемые ответы.

- Это травы.

- Любят свет и тепло

- Любят влагу.

- Большинство из них цветы.

Ожидаемые ответы.

- Кормовые растения.

- Медоносные растения.

- Ядовитые растения.

- Лекарственные растения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с плакатом «Лекарственные растения», набором открыток «Лекарственные растения», дополнительной литературой.

Ожидаемые ответы.

-Синие цветки василька используют для примочек при болезни глаз.

-Душицу обыкновенную используют как общеукрепляющее, успокаивающее средство, улучшающее сон.  Используют порошок из травы.

-У одуванчика  лекарственного для лечебных целей используют корень. Настой и отвар корней пьют для аппетита, улучшения пищеварения, болезнях печени.

-Мяту полевую используют при заболеваниях желудка, сердца, органов дыхания, при простуде, ангине,  бронхитах.

Самостоятельный поиск информации.

 

Умение пользоваться источниками информации.

Получение научной информации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создать условия для знакомства с некоторыми видами лекарственных трав луга, их целебными свойствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделение главного из общего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение совместно с одноклассниками  ставить задачу по поиску информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получение информации, которую  в последствии  можно  применить в  жизненной практике.

 

7

.Минута отдыха

 

-Попробуйте чай с отваром ароматных лекарственных трав.

Учащиеся  пьют чай, обмениваются мнением.

Снятие  умственной и зрительной усталости.

Смена вида деятельности, снятие усталости.

8

Достижение  цели  (продолже-

ние).

-Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Каким вы представляете животный мир луга?

 

Звучит  запись голосов  животных луга.

-Прислушайтесь к голосам и  звукам летнего луга.

 

-Кого вы представили?

 

 

 

 

Практическая  работа в  парах

-О других животных вы узнаете  из учебника.

 

 

 

 

-Какие основные группы животных  луга  можно выделить?

Заполняет  соответствующие  пункты в схеме ( Животный мир луга: насекомые, птицы, грызуны).

( Луг и человек: зоолог )

  сейчас мы  поговорим  о  взаимоотношениях  человека с   растительным и  животным  миром луга.

 

 

- Что  вас  волнует,  когда вы  обсуждаете  эту  проблему?

- К  чему  вы  не  можете  относиться  равнодушно?

Заполняет  соответствующий пункт  в схеме ( Луг и человек: эколог )

Ожидаемый ответ.

-Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.

Ожидаемые ответы.

-Луг богат разнообразием животных.

-Мухи, пчёлы, кузнечики…

Практическая  работа в  парах

Рассматривают иллюстрацию на стр. 46, читают статью на стр. 47.

Ожидаемые ответы.

-Насекомые.

-Птицы

-Грызуны.

 

 

Работают  в  парах,  обсуждают  проблему,  ищут  пути  решения

Высказывают  свою  позицию.

- Человек не имеет  права нарушать  жизнь  луга,  его природное равновесие, ведь в  конечном  итоге он  пострадает  сам.

Построение  логической  цепи.

 

 

 

 

 

 

 

Создание  условий для  образного представления, изучаемого  материала.

Умение  работать с текстом.

 

 

Создание условий для самоорганизации  учебной деятельности.

 

Выявление  связей  между  человеком,  растительным  и  животным  миром  луга.

 

 

 

Понимание   экологической  проблемы.

 

              луг

  поэт

писатель

художник

ботаник

         Растительный мир луга (травы)

зоолог

               Животный  мир луга.

насекомые

    птицы

  грызуны

                                         Луг и человек.

эколог

врач

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                                    

 

   Кормовые.

Лекарственные

Ядовитые 

  Медоносные

 

 

 


9

Контроль.

 

 

 

 

 

- Предлагаю вам  закрепить  и  проверить  полученные  на  уроке  знания  с  опорой  на  таблицу,  в  форме  игры.

 

Игра «Ты мне, я тебе»

Работа  в  парах.

Уч-ся  попеременно  задают  друг  другу  вопросы  по  изученной  теме.

 

Каждый  уч-ся  имеет  возможность  спросить,  ответить, высказать  свою  точку  зрения.

10

Рефлексия.

-Удалось  ли  найти  ответ  на  те  вопросы,  которые  вас   заинтересовали  в  начале  урока?

-Что  нового  вы  узнали,  чему  научились?

-Какие  выводы  можно  сделать  в  заключение  нашего  урока?

 

Дети  по  желанию  отвечают  на  вопросы.

 

Ожидаемые  ответы.

- Луг – это уникальное  природное  сообщество.

- Луг – это красота.

- Луг – это  здоровье  человека.

 

Определение  достигнутой  цели   на  уроке

Получение  удовлетворения от работы  на  уроке,  осознание  нужности  полученной  информации.