Пояснительная записка.

Роман Гончарова «Обломов» является произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон.

В центре романа Гончарова «Обломов» — сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова.

С малых лет он привыкал быть барином благодаря тому, что у него и подать и сделать было кому, отчего в последующей жизни он стал бездельником. Автор показал все пороки своего персонажа и даже где-то их преувеличил. На протяжении романа задается один и тот же вопрос: «В чем сущность обломовщины?» В процессе развертывания событий И. А. Гончаров раскрывает этот вопрос все более широко.

В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее явными черты его личности: леность, безволие, созерцательность. В этой части романа нет напряженности, практически нет действия. Это история одного дня. Пространство романа сужается до комнаты, до дивана, на котором лежит Обломов. А биографически время расширяется: во сне он видит детство.

Вторая и третья части романа — это испытание дружбы и любви. Действие становится динамичным. Характер героя раскрывается во взаимодействии с другими героями: Андреем Штольцем, Ольгой Ильинской, Агафьей Пшеницыной.

Главным антагонистом Обломова выступает его друг Андрей Штольц. Образ Штольца важен для понимания авторского замысла и для более глубокого понимания главного героя. За образами Обломова и Штольца кроются два противоположных мировосприятия, мироощущения, две психологии, два образа жизни: жизнь провинциального дворянства, явление социально-историческое и общенациональное, описанное в «Сне Обломова», и жизнь городская, полная суеты и спешки, о которой Обломов говорит: «В десять мест в один день — несчастный! <...> И это жизнь! <...> Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» Обломовка — идеальный мир для Обломова, царство лени и безделья, мертвой тишины и сна; город, напротив, требует от своих обитателей энергичности и активности. Поэтому Штольц, «весь составленный из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», чувствует себя частью этой жизни; Обломов же здесь — лишний, он не востребован этой жизнью, своей эпохой.

Важное место в романе занимает тема любви. Любовь, по мысли Гончарова, — одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь. Герой проходит испытание любовью. Характер Обломова раскрывается в его отношениях с Ольгой Ильинской  и  Агафьей Пшеницыной.

Любовь Ольги на некоторое время возвышает Обломова, потому что Ольга ценит и любит в нем все лучшее, положительные качества; Пшеницына же неосознанно развивает в Обломове лень, апатию, безволие — все худшее, что в конечном счете и приводит Обломова к смерти.

«Обломов» — произведение не только социально-историческое, но и глубоко психологическое: автор поставил себе целью не просто описать, а исследовать истоки формирования, особенности, влияние на окружающих психологии определенных социальных типов.

Цель УМК – научить учащихся 10 класса составлению целостной характеристики литературного героя в ходе изучения романа И. Гончарова «Обломов».

Задачи:

·        выяснить причины  крепкой дружбы между Обломовым и Штольцем,  двумя совершенно противоположными героями,

·        раскрыть особенности характера Обломова на основе сопоставительного анализа образов Обломова и Манилова,

·        определить роль женщин, Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной,  в судьбе Обломова,

УМК  по роману Гончарова «Обломов» состоит из: конспекта урока-исследования по теме «Женские образы в романе «Обломов», а также подборки презентаций, две из которых: «Женские образы в романе» и «Любовь Обломова и Штольца»  - являются приложением к данному уроку, другие – «Обломов и Штольц», «Обломовщина и маниловщина», «Сравнительная характеристика Обломова и Манилова» - являются сопровождением последующих уроков, посвященных изучению романа и способствующих более глубокому проникновению в характер главного героя.

Каждая из презентация выполнена учащимися под руководством учителя и представляет собой презентацию исследовательской работы учащихся, выполненной по определенной теме (в работах указаны цели, задачи, ход исследования, выводы, источники).

Методика работы, предлагаемая учащимся помогает стимулировать исследовательскую деятельность старшеклассников, вызвать интерес к ней.

УМК предназначен для использования на уроках литературы в 10 классе.

К УМК прилагается 10 вариантов итоговой контрольной работы.