Пояснительная записка.
Роман Гончарова
«Обломов» является произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон.
В центре романа
Гончарова «Обломов» — сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича
Обломова.
С малых лет он привыкал
быть барином благодаря тому, что у него и подать и сделать было кому, отчего в
последующей жизни он стал бездельником. Автор показал все пороки своего
персонажа и даже где-то их преувеличил. На протяжении романа задается один и тот
же вопрос: «В чем сущность обломовщины?» В процессе
развертывания событий И. А. Гончаров раскрывает этот вопрос все более широко.
В первой части романа
изображаются кажущиеся наиболее явными черты его личности: леность, безволие,
созерцательность. В этой части романа нет напряженности, практически нет
действия. Это история одного дня. Пространство романа сужается до комнаты, до
дивана, на котором лежит Обломов. А биографически время расширяется: во сне он
видит детство.
Вторая и третья части
романа — это испытание дружбы и любви. Действие становится динамичным. Характер
героя раскрывается во взаимодействии с другими героями: Андреем Штольцем, Ольгой Ильинской, Агафьей Пшеницыной.
Главным антагонистом Обломова выступает его друг
Андрей Штольц. Образ Штольца
важен для понимания авторского замысла и для более глубокого понимания главного
героя. За образами Обломова и Штольца кроются два
противоположных мировосприятия, мироощущения, две психологии, два образа жизни:
жизнь провинциального дворянства, явление социально-историческое и
общенациональное, описанное в «Сне Обломова», и жизнь
городская, полная суеты и спешки, о которой Обломов говорит: «В десять мест в
один день — несчастный! <...> И это жизнь! <...> Где же тут
человек? На что он раздробляется и рассыпается?» Обломовка — идеальный мир для
Обломова, царство лени и безделья, мертвой тишины и сна; город, напротив,
требует от своих обитателей энергичности и активности. Поэтому Штольц, «весь составленный из костей, мускулов и нервов,
как кровная английская лошадь», чувствует себя частью этой жизни; Обломов же
здесь — лишний, он не востребован этой жизнью, своей эпохой.
Важное место в романе
занимает тема любви. Любовь, по мысли Гончарова, — одна из «главных сил»
прогресса, миром движет любовь. Герой проходит испытание любовью. Характер
Обломова раскрывается в его отношениях с Ольгой Ильинской и
Агафьей Пшеницыной.
Любовь Ольги на
некоторое время возвышает Обломова, потому что Ольга ценит и любит в нем все
лучшее, положительные качества; Пшеницына же неосознанно развивает в Обломове
лень, апатию, безволие — все худшее, что в конечном
счете и приводит Обломова к смерти.
«Обломов» —
произведение не только социально-историческое, но и глубоко психологическое:
автор поставил себе целью не просто описать, а исследовать истоки формирования,
особенности, влияние на окружающих психологии определенных социальных типов.
Цель УМК – научить
учащихся 10 класса составлению целостной характеристики литературного героя в
ходе изучения романа И. Гончарова «Обломов».
Задачи:
·
выяснить причины крепкой дружбы между Обломовым и Штольцем, двумя совершенно
противоположными героями,
·
раскрыть особенности характера Обломова
на основе сопоставительного анализа образов Обломова и Манилова,
·
определить роль женщин, Ольги Ильинской
и Агафьи Пшеницыной, в судьбе Обломова,
УМК по роману Гончарова «Обломов» состоит из:
конспекта урока-исследования по теме «Женские образы в романе «Обломов», а также подборки презентаций, две из которых: «Женские образы
в романе» и «Любовь Обломова и Штольца» - являются приложением к данному уроку,
другие – «Обломов и Штольц», «Обломовщина
и маниловщина», «Сравнительная характеристика Обломова и Манилова» - являются
сопровождением последующих уроков, посвященных изучению романа и способствующих
более глубокому проникновению в характер главного героя.
Каждая из презентация выполнена учащимися
под руководством учителя и представляет собой презентацию исследовательской
работы учащихся, выполненной по определенной теме (в работах указаны цели,
задачи, ход исследования, выводы, источники).
Методика
работы, предлагаемая учащимся помогает стимулировать исследовательскую деятельность старшеклассников, вызвать
интерес к ней.
УМК предназначен
для использования на уроках литературы в 10 классе.
К УМК прилагается 10
вариантов итоговой контрольной работы.