Автор: Сухопарова Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 62» Октябрьского района г. Саратова

Класс: 10

Предмет: литература

Тема урока: Женские образы в романе «Обломов»

Тип урока: урок-исследование

Цель урока – определить роль образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной в создании образа главного героя

Задачи:

1.      проанализировать материал об Ольге Ильинской по плану

2.      проанализировать материал об Агафье Пшеницыной по плану

3.      определить роль каждой из женщин в судьбе Обломова

4.      сделать вывод о том, какую роль в создании образа главного героя играют женские образы в романе

Ход урока.

1.      Вступление. Слово учителя.

Роман «Обломов» согрет двумя историями любви. Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, равная ли это любовь, любовь Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

2.      Анализ материала по образу Ольга Ильинской.

2.1.      Назовите основные черты в характере Ольги Ильинской

( Привлекательные черты Ольги - неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками: добродушная насмешка над ленью. Ее любимые занятия - пение, чтение,  беседы о прочитанном, прогулки. Ольга – деятельная, страстная натура, многое сделала, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии.  Ольга - целеустремленная, волевая молодая женщина, которая стремится приносить пользу людям, обществу).

2.2.             Задание. Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы (план  анализа образа Ольги Ильинской   давался учащимся на дом):

1.    Знакомство Ольги и Обломова. Развитие их взаимоотношений. (5-12 гл. 2 части)

2.    Характеристика Ольги (5 гл . 2 части)

3.    Как отношения с Ольгой повлияли на Обломова? Изменился ли он?

4.    «Любовь» в понимании Обломова и Ольги.

5.    Ольга об Обломове накануне разрыва с ним. Что она поняла?

6.    Рассказывая о зарождении отношений между Обломовым и Пшеницыной, автор говорит: «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес...» Почему?

7.    Цель жизни, по мнению Ольги.

8.    Почему через полгода Ольга, рассказав Штольцу о своей уже прошедшей любви к Обломову, произнеслаАх, какое счастье выздоравливать...»

9.    Общая характеристика Ольги и Штольца. Что их сближает?

10.  Как Штольц представлял будущее Ольги, если бы она вышла замуж за Обломова? (4 глава)

11.  Почему Ольга уже после разрыва с Обломовым, став женой Штольца, умоляет мужа: «Ты его не оставишь, не бросишь?» - и просит его взять с собой к Обломову.

12.  Какую роль сыграла Ольга в судьбе Обломова?
13. Главное назначение образа
Ольги в романе.

2.3. Что помешало Ольге выйти замуж за Обломова? (исследование, представлено в виде презентации на тему «Любовь Обломова и Штольца», заранее подготовленное учащимися дома) – См. Приложение к уроку.

2.4. Итоги анализа образа Ольги Ильинской.

( Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. В период  общения  с Ольгой в нем идет борьба, которой он не выдерживает.)

2.5.Какую роль в судьбе Ольги сыграл Обломов?

( Обломов не смог сделать Ольгу счастливой, но при этом он внутренне обогатил Ольгу.  Под влиянием Обломова Ольга превращается из неопытной  и достаточно наивной девушки в глубоко чувствующую женщину, которую и полюбил Штольц.)

3.      Анализ материала по образу Агафьи Пшеницыной

3.1. Задание. Рассказать и проанализировать материал по образу Агафьи Пшеницыной, используя вопросы (план  анализа образа  Агафьи Пшеницыной  давался учащимся на дом):

1.      Новая квартира Обломова на Выборгской стороне у Пшеницыной. (3 часть)

2.      Агафья Пшеницына:  внешность, характер, образ жизни

3.      «Счастье» в понимании Обломова ( 4 глава 3 части)

4.      Жизнь Обломова в доме Пшеницыной: «Мир и тишина.. Все тихо в доме Пшеницыной…» (9 глава 4 части)

5.      Причины сближения Обломова с Пшеницыной.

6.      Отношение Пшеницыной к Обломову.

7.      Можно ли говорить о том, что идеал жизни Обломова осуществился в доме Пшеницыной? Почему?

8.      А.В. Дружинин в статье «Обломов», роман Гончарова» счел Агафью Пшеницыну  погубительницей и злым ангелом главного героя. Согласны ли вы с ним?

9.      Роль образа Пшеницыной в романе.

 

3.2.Итоги анализа образа Агафьи Пшеницыной.

(Описание жизни Обломова в доме Пшеницыной в романе названо «выборгской обломовщиной». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается все больше, окончательно погружается в спячку, а затем гибнет физически. Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести)

3.3.Какую роль в судьбе Агафьи Пшеницыной сыграл Обломов?

(Обломов наполнил жизнь Агафьи Пшеницыной смыслом заботы о нем. Он подарил ей мгновения тихого счастья. От союза с Агафьей Пшеницыной у Обломова родился единственный ребенок, сын, ответственность за воспитание которого он переложил на Штольца)

 

4.      Обобщение по образам Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

(Исследование на тему «Женские образы в романе» , представленное в виде презентации, заранее подготовлено учащимися дома) – См. Приложение к уроку)

.

5.      Каковы итога жизни Обломова?

(Обломов смог подарить двум любившим его женщинам недолгое, но все-таки счастье любить и быть любимыми.  Но при этом он не смог позаботиться ни о них, ни о себе, ни о своем единственном сыне, которого препоручает заботам Ольги и Штольца.)

 

6.      Домашнее задание.

Проанализировать материал по образу Андрея Штольца, используя план:

1.      Рассказ о Штольце (1-2 главы 2 части)

2.      В чем, по мнению Штольца, состоит «нормальное назначение человека»?

3.      Что Штольц ставил выше всего в человеке?

4.      «Как такой человек мог быть близок Обломову? – спрашивает автор. Что он сам на это отвечает?

5.      Чем заканчивалась каждая встреча Обломова и Штольца?

6.      Финал последней встречи.

7.      Роль Штольца в судьбе Обломова.

8.      Штольц после смерти Обломова берет его сына на воспитание. Почему?

9.      Брак Штольца с Ольгой. Счастливы ли они?

10.  В чем «тупиковость» предпринимательской деятельности Штольца?

11.  Почему его внутренние порывы автор называет «нравственными отправлениями личности»?

12.  Что видит и ценит Штольц в Обломове?