К.А.КОРОВИН. Деревня. 1902

Константин Алексеевич Коровин (1861 - 1936) был щедро одарен природой, он писал свободно, радостно и беспечно. Коровина его друг Валентин Серов называл "Моцартом в живописи". "Этот красивый и пленительный человек", по словам А.Н. Бенуа, был "живописцем милостью Божией". Современник и друг М.А. Врубеля, И.И. Левитана, В.А. Серова, Ф.И. Шаляпина он, так же, как они, сказал новое слово в отечественном искусстве. Художник работал в разных жанрах: в пейзаже и портрете, в натюрморте и жанровой картине, в декоративной живописи и театральной декорации. Во всех проявлениях своего искусства он обнаруживал безупречный вкус и яркие качества превосходного колориста. Мастер большого живописного темперамента, талант быстро сформировавшийся, он отличался творческой неутомимостью и жаждой поисков красоты жизни. Художник говорил: "Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени". Впечатлительный, обладающий феноменальной остротой видения цвета, живой и энергичный, Коровин легко находил пути для реализации своих замыслов. Из своих многочисленных путешествий он привозил множество этюдов и картин, в которых всегда был найден красочный эквивалент и неяркой зелени Подмосковья, и перламутру снежного Севера, и пестрых огней Парижа, и слепящего солнца Юга. Любой уголок природы, запечатленная сцена, отдельное лицо или предмет увидены им в неповторимом обаянии, наполненном своим особым светом.

К.А. Коровин был выпускником, а потом преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вспоминая годы учебы, Коровин писал: "...Ученики спорили, жанристы говорили: "важно, что писать" а мы отвечали - "нет, важно, как написать". Первым педагогом, который научил его видеть красоту в природе, был А.К. Саврасов. Незадолго до окончания Коровиным Училища, в него пришел новый преподаватель, профессор В.Д. Поленов, который "так заинтересовал и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения". В молодом художнике Поленов увидел одаренного колориста и не только талантливого ученика, но и единомышленника. Благодаря Поленову состоялось знакомство Коровина с известным меценатом С.И. Мамонтовым. В московском доме Мамонтова и его подмосковном имении Абрамцево собирались художники И.Е. Репин, В.Д. Поленов, братья Васнецовы, скульптор М.М. Антокольский и другие. Атмосфера мамонтовского кружка была насыщена идеями высокого искусства. Близкими друзьями Коровина стали В. Серов и М. Врубель.

Поездка в 1884 году на север особенно сблизила Серова и Коровина. Пораженный величественной красотой северной природы, Коровин создает пейзажи, которые стали открытием неизведанного еще северного края. Работы отличают сдержанность, строгость, уважение к людям, обжившим эти суровые пространства. По духу к северным пейзажам примыкает картина "Деревня", написанная в 1902 году в Ярославле. Коровин хорошо знал русскую деревню, любил ее и передал зрителю душевную теплоту как воспоминание о чем-то, хорошо знакомом с детства. Деревянные домики, палисадник, забор, поленница дров, телега с запряженной лошадью - все конкретно, узнаваемо, все говорит о близком присутствии людей. Мы почти не видим неба, взгляд направлен в глубину крестьянского двора. В центре первого плана - поленница дров и несколько разбросанных по земле поленьев - следы недавней работы. Художник разнообразными приемами передает "характер" и фактуру "разного" дерева: незаметную привычность старых досок, увесистую объемность, "надежность" плотных бревен, прихотливые очертания поленьев. В картине много серого и зеленого, но преобладают теплые оттенки. Маленькое пятно красного цвета в центре оживляет пейзаж, повышает звучность колорита. Цветовая доминанта в картине - желто-коричневая пестрая куча дров, сверкающая и переливающаяся на солнце подобно кристаллам. В коровинском пейзаже нет ни печали, ни гражданского пафоса, в нем есть радость, а чувство родины - как узнавание обжитого, милого сердцу, на что всегда отзывается душа.

Подобная чисто эстетическая трактовка "деревенской" темы отличает Коровина и некоторых его современников от художников предыдущего поколения, входящих в "Товарищество передвижных художественных выставок". Передвижники, обращаясь к темам крестьянской жизни и быта, имели целью выполнение, прежде всего, социальных задач, потому для них очень важно было правдиво и реалистично отразить реалии тяжелого крестьянского бытования. На рубеже веков для многих мастеров обращение к русской деревни носило чаще всего лиричный характер, где задачи живописные становились доминирующими. В коровинских деревнях всегда царит позитивное радостное восприятие жизни, автор любуется красотой солнечного света, изысканностью цветовых соотношений, в результате чисто художественными средствами он создает привлекательный образ родины, проникнутый душевностью и лиризмом.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева