Апофеоз (греч. — «обожествление»). Идея царя как божественной личности принадлежит самым ранним религиозным веровани­ям человека. Ему поклонялись как богу не только после смерти, но и при его жизни. Эта концепция была легко воспринята греками из их мифов о героях, таких, как Геркулес (26) и других смертных, кто по своей смерти был принят на небо и помещен среди богов. Александр Великий был обожествлен уже при жизни. Из римлян Юлий Цезарь после смерти почитался как бог. Это был прецедент, которому следовали и в отношении других императоров. Обряд включал отпускание на волю орла, который, как считали, уносит на небо душу умершего, подобно тому, как орел Юпитера унес на Олимп Ганимеда. Апофеоз изображался на римских надгроби­ях и монетах. Он возродился в XVII в. в декоративном убранстве сводов барочных зданий — сначала в Италии, а позже в Северной Европе. Век, превозносивший божественное право царей, изображал своих собственных монархов и вели­ких личностей, принимаемыми в обществе олимпийских бо­гов: Меркурий проводит их к трону Юпитера; их окружают аллегорические фигуры, символизирующие их земные добро­детели. Использование искусства подобным образом для про­славления человека призвано было служить религиозным це­лям в церквах ордена иезуитов. Так, в церкви Сан-Игнацио в Риме Игнатий Лойола изображен принимаемым на небо в стиле апофеоза.

Жан Август Доминик Энгр. Апофеоз Гомера. 1827.

Париж. Лувр.