Александр Молинари. Портрет графини Н.Ю. Салтыковой-Головкиной. Начало XIX века

Портрет во всех его разновидностях продолжал оставаться самым популярным живописным, а вскоре и скульптурным, жанром в среде русского дворянства. В первой половине XIX века модным становится интерьерный портрет, в котором модель предстает в окружении многочисленных вещей. Теперь не только одеяния или награды рассказывают о персонаже. Вещи, окружающие человека часто позволяют выстроить целое повествование о его жизни. Примером может служить портрет графини Н.Ю. Салтыковой-Головкиной из собрания Радищевского музея кисти известного светского портретиста Александра Молинари (1772–1831), который жил в Петербурге с 1806 по 1816 годы.

Художник с успехом работал в технике живописи маслом, пастели, миниатюры, рисовал и гравировал. Известный исследователь начала XX века Н.Н. Врангель, изучавший наследие иностранных художников, творивших в России в XIX веке, оценивает достоинства портретов кисти Молинари невысоко: "Тот же жеманный поворот головы, те же туманные, глядящие неизвестно куда очи, взбитые локоны причесок, маленькие губки "бантиком". Вместе с тем "Молинари нельзя отказать в некоторой технической ловкости. Правда, много "bluf,a" в его "приблизительно-схожих" изображениях, много шаблона в его приемах, но все же он умел… дать театральный эффект и иллюзию красивости". Многочисленные заказчики из московского и петербургского "высшего света" были о Молинари гораздо более высокого мнения.

Портрет графини Н.Ю. Салтыковой-Головкиной - это, скорее «портрет-демонстрация», «портрет-поза», где главными становятся многочисленные аксессуары, а не внутренний мир человека, своеобразие его личности. Молинари представил свою модель сидящей в кресле. За ее спиной пейзаж, полускрытый зеленым занавесом, колонны. Изящное муслиновое платье ампир, с глубоким декольте и высокой талией, подчеркнутой двойной ниткой коралловых бус. На плечи накинута воздушная газовая шаль. Небрежно брошена на колени дорогая индийская кашемировая шаль, расшитая по краям узором. Изящный поворот головы, плавные линии покатых плеч, стройная шея, гладкая бархатистая кожа, свежие яркие губы. Холеная рука опирается на изящный столик красного дерева, демонстрируя двойную нитку жемчуга и роскошные серьги крупного жемчуга в форме «барочных капель» в золотой оправе.

Лицо молодой дамы, с темными глазами, устремленными вдаль, обрамлено локонами, продуманно-небрежно выбившимися из нетугого узла волос на затылке. Нитки крупного жемчуга украшают прическу и обвивают в несколько рядов белоснежную шею. Перед нами «светская львица», лицо ее надменно, поза полна собственного достоинства. Все в портрете Салтыковой: цветовое решение, композиция, тщательно подобранные, великолепно написанные аксессуары, изящный костюм должно подчеркнуть богатство и высокое сословное положение модели.

Светлейшая княгиня Наталья Юрьевна Салтыкова-Головкина (1781-1860) дочь обер-камергера и Андреевского кавалера Ю. А. Головкина. Жена графа (с 1814 г. светлейший князь) А.Н. Салтыкова. После смерти отца, будучи последней в роде Головкиных, она получила разрешение именоваться вместе с потомством Салтыковой-Головкиной. Правнучка княгини Н.Ю. Салтыковой Е.Ю Хвощинская вспоминала, что ее прабабушка была «замечательно красива и до старости сохранила свою красоту. Одевалась всегда великолепно и, несмотря на свои преклонные годы, любила розовый цвет, который не казался слишком молодым для нее, так как она сама была хороша и свежа». Современники отмечали что «если бы у Натальи Юрьевны не были слишком крупные черты, она могла бы почитаться совершенной красавицей. Молодость, свежесть, кокетство многих сводило с ума. Без большого ума, она была очаровательна до невозможности».

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева