ГОЛУБКИНА Анна Семеновна. Биография

ГОЛУБКИНА Анна Семеновна (1864-1927) - представительница скульптуры русского модерна. Родилась в Зарайске в крестьянской семье. С 1889-1890 обучалась ремеслу ваятеля в Классах изящных искусств архитектора А.О.Гунста в Москве под руководством С.М.Волнухина. В 1891-1894 училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и петербургской Академии художеств (1894), где ее наставником был В.А.Беклемишев. Живя в 1895-1900 преимущественно в Париже, посещала академию Коларосси, а с 1897 работала самостоятельно, пользуясь советами О.Родена. Затем обосновалась в Москве.

В 1904-1907 А. С. Голубкина принимала активное участие в революционном движении, в 1907 была приговорена к тюремному заключению за распространение прокламаций РСДРП, но освобождена по болезни. Создала первый в России скульптурный портрет К.Маркса (гипс, 1905, Третьяковская галерея, Москва).

Значительную часть скульптурных образов Голубкиной составила тема пролетариата ("Железный", 1897, "Идущий", 1903, "Сидящий", 1912, гипс, Русский музей,; "Раб", дерево, 1909, там же; "Рабочий", гипс, 1909, Третьяковская галерея). В декоративных и станковых композициях Голубкиной социальные мотивы и драматизм содержания порой сочетаются с символикой в духе времени: горельефы "Пловец", "Волна" (гипс, 1901), на фасаде МХАТа; "Вдали музыка и огни (мрамор, 1910, Русский музей)).

Важное место в ее скульптурных работах занял образ старости как телесного плена: "Старость" (1898) "Изергиль", (1904), "Старая" (1906, 1908), Ш. А. Брокар", (1912).

Скульптурные портреты Голубкиной отличает острый психологизм, одухотворенность и внутренняя экспрессия. В них нашел воплощение сложный, противоречивый духовный мира человека начала XX в.: портреты: Андрея Белого, гипс, 1907, Е. П. Носовой, мрамор, 1912, Т. А. Ивановой, гипс, 1925, (ГРМ); А. Н. Толстого, дерево, 1911, А. М. Ремезова, дерево, 1911, (ГТГ); В. Г. Черткова, дерево, 1926, (Музей Л. Н. Толстого, Москва).

Творчество А. С. Голубкиной в широком смысле принадлежало рубежу веков, воплощая поэтику этого времени - перепутья, вопросительного вглядывания в будущее, эстетических прорывов и этических сомнений. Ее собственная судьба драматична настолько же, насколько драматичны созданные ею образы.

После революции Голубкина отказалась от участия в работах по плану монументальной пропаганды, не простив новой власти расстрела министров Временного правительства. В 1913-16 Голубкина рреподавала на Пречистенских рабочих курсах и в Свободных художественных мастерских - Вхутемасе (1918-1922). Своим студентам она адресовала "Несколько слов о ремесле скульптора" (1923).

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева