ГЕРШВИН (Gershwin) Джордж (18991937), выдающийся американский композитор и пианист. Виднейший представитель так называемого симфонического джаза.

Родился в Нью-Йорке в семье выходцев из России (Гершович). Систематического музыкального образования не получил. Брал уроки у Ч. Хамбитцера и Р. Гольдмарка.

Начал музыкальную карьеру в качестве пианиста в музыкальном магазине фирмы «Реммик и компания». Хозяин фирмы – толстяк с огромной сигарой в зубах пригласил молодого человека сыграть что-нибудь на рояле. По рассказам Гершвина эта огромная сигара произвела на него столь сильное впечатление, что он окончательно оробел и едва ли был в состоянии играть. В отчаянии он встал из-за рояля и направился к выходу. Его остановил голос: «Можете с завтрашнего дня приниматься за работу».

Вскоре Гершвин сам начал сочинять музыку. Писал песни, музыкальные комедии, пользовавшиеся большим успехом у публики.

В 1924 создал «Рапсодию в стиле блюз» – концерт для фортепиано с джазом. Это произведение вызвало шок в консервативных музыкальных кругах. Шум вокруг него не утихал в течении нескольких лет. Это было первое удачное сочинение, трактовавшее джаз в симфоническом плане. и ставшее весьма популярным у слушателей.

Вслед за «Рапсодией» появляются Фортепианный концерт (1925) и «Американец в Париже» (1928), «Кубинская увертюра» (1932). В этих сочинениях сочетание традиций негритянского джаза, эстрадной музыки Бродвея с формами и жанрами европейской музыкальной классики.

Мировую известность получили его опера «Порги и Бесс» (1935). Это – первая в истории опера на сюжет из жизни негритянской бедноты – важнейшая веха в становлении национального американского музыкального театра. В основу либретто положена пьеса Дюбоза Хейвуда «Порги».

Задумав писать большую оперу на негритянский сюжет, Гершвин на целый год уехал из Нью-Йорка в штат Южная Каролина, где поселился в скромной хижине в негритянском рыбачьем поселке, осваивая ритмы и звуки негритянских песен. По возвращении, всего лишь за год создал партитуру.

Завоевав мировую популярность Гершвин решил поучиться у кого-нибудь из современных мастеров композиции. Он отправился в Париж к М. Равелю. Тот удивился и сказал, что безусловно мог бы дать несколько уроков, но не знает зачем посетителю становится второстепенным Равелем, тогда как он и так уже первостепенный Гершвин.

Очень популярны в Америке его песни, сатирические музыкальные комедии (мюзиклы) на политические темы – «Пусть гремит оркестр» (1927) и «О тебе я пою» (1931, премия Пулицера).

Гершвин – основоположник так называемого симфонического джаза, сочетавшего традиции импровизационного джаза, элементов афро-американского музыкального фольклора и характерных черт легкого жанра с классическими формами европейской оперной, симфонической и концертной музыки.

Развивая традиции балладной оперы Гершвин сочетает музыкально-разговорные диалоги с ариями, ансамблями, хорами. За свою короткую жизнь создал свыше 300 лирических песен и 32 музыкальные комедии.