Ф.А. МОЛЛЕР. ПОРТРЕТ Н.В. ГОГОЛЯ. Начало 1840-х

Портрет великого русского писателя Н.В. Гоголя кисти Ф.А. Моллера самый известный. Он написан художником по просьбе самого Гоголя и предназначался для отправки его матери в Малороссию. Портрет создавался в Италии, в Риме, где жила тогда целая колония русских художников, и среди них - великий А.А. Иванов.

Гоголь покровительствовал молодому художнику. Писатель специально готовился к сеансам портретирования: подыскивал костюм, выбирал позу и выражение лица. Как писал Н.В. Берг: "Гоголь, по-видимому, думал тогда, как бы сняться покрасивее, надел сюртук, в каком его никогда не видели ни прежде, ни после, растянул по жилету невероятную бисерную цепочку; сел прямо, может быть, для того, чтобы спрятать от потомков, сколь возможно более, свой длинный нос, который, впрочем, был не особенно длинен".

Писатель слегка улыбается, позируя на фоне голубого неба в парадном костюме. Гоголь вообще очень следил за своей внешностью. Гравер Ф.И. Иордан, хорошо знавший писателя, вспоминал: "Часто встретишь его, бывало, в белых перчатках, щегольском пиджаке и синего бархата жилете".

Портрет получился удачным. В нем Гоголь вполне соответствовал общепринятым представлениям о нем, хотя, по собственным словам писателя, "писать с меня весьма трудно: у меня по дням бывают различные лица, да иногда и на одном дне несколько совершенно различных выражений". Тот же Иордан считал, что "портрет, написанный Моллером, - верх сходства".